В Архангельском областном институте открытого образования начала работу региональная педагогическая конференция «Лучшие практики преподавания курса «Арктиковедение» в начальной школе».
На конференции обсудят вопросы реализации курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» и представят лучшие практики преподавания курса. Организатор конференции – кафедра начального образования.
16 октября состоялось пленарное заседание конференции, которое прошло в онлайн-формате. Открывая пленарное заседание,
Надежда Андреевна Подчередниченко, заведующий кафедрой начального образования АО ИОО, отметила: «Обновленные ФГОС НОО ориентируют систему образования на выстраивание образовательного процесса с учетом специфики региональной составляющей каждого отдельно взятого региона. По мнению современных ученых-педагогов, современное начальное, основное общее образование должно быть дополнено новыми или «хорошо забытыми» дисциплинами: краеведение, «Североведение», «Регионоведение». Содержание данных курсов должно быть ориентировано на изучение природных богатств и культурно-исторических особенностей на региональном и локальном уровне, направлено на развитие понимания значения и значимости «малой родины», самоидентификации и гордости за родной край. Так закладываются основы для формирования идентичности, желание жить на «малой родине», ценить и преумножать ее ресурсы, а также способствует ответственному отношению к природе, экосистеме, материальному и нематериальному наследию. Впоследствии такое образование должно повлиять и на сбережение населения и закреплению «на местах» за счёт желания жить на родине».
В Архангельской области в 2019 году в рамках совместного проекта ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» и МБОУ СШ № 45 МО «Город Архангельск» была разработана программа курса внеурочной деятельности «Арктиковедение» для начальной школы, авторы И.Ф. Полякова, Л.В. Большакова, Н.М. Бызова, И.Э Гмырина, Л.В. Елькина, Л.С. Палеха. Реализация данной программы в образовательных организациях Архангельской области положила начало созданию комплексного преемственного курса «Арктиковедение».
Директор визит-центра «Русская Арктика», один из авторов курса «Арктиковедение»
Наталья Михайловна Бызова в своем выступлении отметила уникальность арктической территории, обратила внимание на роль Архангельской области в освоении Арктики, подчеркнув, что «будущее страны находится за той арктической зоной, которая входит в состав Российской Федерации». Наталья Михайловна представила учебные пособия, изданные в Архангельской области, которые посвящены изучению Арктики, рассказала об особенностях реализации проекта «Арктиковедение» на уровнях дошкольного, начального, основного общего образования. Бызова Н.М. отметила, что изучение Арктики также представлено в виде программ углубленного изучения для одаренных детей и программы по выбору для студентов САФУ.
Старший преподаватель кафедры дошкольного образования АО ИОО
Наталья Альбертовна Кочкина представила программу для дошкольного образования «Здравствуй, Арктика!».
Заместитель заведующего детского сада № 157 «Сиверко» города Архангельска
Ольга Васильевна Назаренко рассказала, как дошкольники знакомятся с историей освоения арктического региона, его особенностями, животным и растительным миром. Педагоги детского сада основали мини-музей «Белый медвежонок» и стали победителями всероссийского конкурса проектов инициативного бюджетирования.
Заместитель директора школы № 45 города Архангельска
Ирина Эйновна Гмырина представила опыт школы – базовой площадки по реализации курса «Арктиковедение» в начальной школе. В частности, она отметила, что на данный момент школьники уже демонстрируют отличные знания, участвуют и побеждают в региональных конкурсах и конференциях, готовят проекты, занимаются исследовательской деятельностью совместно с Северным арктическим федеральным университетом им. М.В. Ломоносова. Также Ирина Эйновна рассказала о методическом сопровождении проекта, который осуществляет школа на сайте образовательной организации.
Доцент кафедры естественно-научного и математического образования АО ИОО
Елена Николаевна Александрова в своем выступлении рассказала о научно-методическом сопровождении педагогов при реализации курса «Арктиковедение» на уровне 5-9 классов.
Следует отметить, что в Архангельской области разработан и успешно реализуется преемственный курс «Арктиковедение». Понимание значимости изучения Арктики осознается педагогами и обучающимися в полной мере, а её роль на общегосударственном и региональном уровне только возрастает.