Новости
10 апреля 2019
- Конференция проводится с целью ознакомления с современными научными и методическими подходами по формированию функциональной грамотности младших школьников. Данное направление работы - одно из приоритетных в современном образовании, так как в числе главных задач современной школы стоит задача по формированию готовности обучающихся к жизни в современном высокотехнологичном мире, - подчеркнул первый проректор института открытого образования Виктор Мемнонов.
Среди участников конференции одновременно современные ученые в области начального общего образования, методисты, опытные учителя-стажисты и молодые педагоги.
Функциональная грамотность – современные подходы
О том, что такое функциональная грамотность рассказала заведующий Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Наталья Виноградова. По словам Натальи Федоровны, в советское время под понятием функциональной грамотности понимали такой термин как ликбез. В современном образовании на этот процесс смотрят значительно шире. Под функциональной грамотностью понимают не только решать учебные, но и житейские задачи. В том числе и интеграция человека в общество, его умение коммуницировать.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся - коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность. Поделилась подробностями о формировании у младших школьников интегративных компонентах научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Марина Кузнецова. В целом интегративный компонент функциональной грамотности у российских младших школьников находится на довольно высоком уровне. В первую очередь это касается читательской и коммуникативной грамотности. Это связано, по мнению эксперта, с высокой мотивацией к чтению в обществе, школе, семьях. Среди причин - хороший уровень дошкольной подготовки, в том числе участие родителей в подготовке к овладению чтением. Не отстает и начальная школа. В ней разработаны по настоящему качественные программы начального образования, которые обеспечены продуманными учебниками и методикой обучения. В то же время существует и ряд проблем.
- Необходимо усиленное внимание уделять дифференциации обучения в каждом классе, при этом особое внимание необходимо обращать на школы, в которых у большей части первоклассников нет необходимых для успешного начала обучения навыков. Важно помнить о еще двух проблемах. Первая - необходима помощь самым сильным читателям в их дальнейшем продвижении. Важна помощь мальчикам, поскольку их результаты хуже, чем результаты девочек, - отметила Марина Ивановна.
Профессиональный диалог будет продолжен
Продолжилась работа участников конференции в секциях. На них педагоги обсудили вопросы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, использование электронных форм учебника и цифровых сервисов , а также формирование информационной грамотности в начальной школе.
- Профессиональный диалог, который состоялся в рамках конференции, будет способствовать поиску и активному продвижению в практическую деятельность педагогов наиболее эффективных форм и методов работы по формированию функциональной грамотности младших школьников. Считаю, что одним из результатов мероприятия стал эффективный обмен практическим опытом. Он поможет поднять работу педагогов на новый профессиональный уровень, - подвела итоги конференции один из организаторов, заведующий кафедрой теории и методики предмета института открытого образования Надежда Подчередниченко.
Начальная школа XXI века: как учить сегодня для успеха завтра?
На базе Архангельского областного института открытого образования состоялась региональная научно-практическая конференция «Начальная школа XXI века: как учить сегодня для успеха завтра?». Организаторами конференции стали институт открытого образования и корпорация «Российский учебник».- Конференция проводится с целью ознакомления с современными научными и методическими подходами по формированию функциональной грамотности младших школьников. Данное направление работы - одно из приоритетных в современном образовании, так как в числе главных задач современной школы стоит задача по формированию готовности обучающихся к жизни в современном высокотехнологичном мире, - подчеркнул первый проректор института открытого образования Виктор Мемнонов.
Среди участников конференции одновременно современные ученые в области начального общего образования, методисты, опытные учителя-стажисты и молодые педагоги.
Функциональная грамотность – современные подходы
О том, что такое функциональная грамотность рассказала заведующий Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Наталья Виноградова. По словам Натальи Федоровны, в советское время под понятием функциональной грамотности понимали такой термин как ликбез. В современном образовании на этот процесс смотрят значительно шире. Под функциональной грамотностью понимают не только решать учебные, но и житейские задачи. В том числе и интеграция человека в общество, его умение коммуницировать.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся - коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность. Поделилась подробностями о формировании у младших школьников интегративных компонентах научный сотрудник Центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО Марина Кузнецова. В целом интегративный компонент функциональной грамотности у российских младших школьников находится на довольно высоком уровне. В первую очередь это касается читательской и коммуникативной грамотности. Это связано, по мнению эксперта, с высокой мотивацией к чтению в обществе, школе, семьях. Среди причин - хороший уровень дошкольной подготовки, в том числе участие родителей в подготовке к овладению чтением. Не отстает и начальная школа. В ней разработаны по настоящему качественные программы начального образования, которые обеспечены продуманными учебниками и методикой обучения. В то же время существует и ряд проблем.
- Необходимо усиленное внимание уделять дифференциации обучения в каждом классе, при этом особое внимание необходимо обращать на школы, в которых у большей части первоклассников нет необходимых для успешного начала обучения навыков. Важно помнить о еще двух проблемах. Первая - необходима помощь самым сильным читателям в их дальнейшем продвижении. Важна помощь мальчикам, поскольку их результаты хуже, чем результаты девочек, - отметила Марина Ивановна.
Профессиональный диалог будет продолжен
Продолжилась работа участников конференции в секциях. На них педагоги обсудили вопросы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, использование электронных форм учебника и цифровых сервисов , а также формирование информационной грамотности в начальной школе.
- Профессиональный диалог, который состоялся в рамках конференции, будет способствовать поиску и активному продвижению в практическую деятельность педагогов наиболее эффективных форм и методов работы по формированию функциональной грамотности младших школьников. Считаю, что одним из результатов мероприятия стал эффективный обмен практическим опытом. Он поможет поднять работу педагогов на новый профессиональный уровень, - подвела итоги конференции один из организаторов, заведующий кафедрой теории и методики предмета института открытого образования Надежда Подчередниченко.