Новости

Начальная школа XXI века: как учить сегодня для успеха завтра? 10 апреля 2019

Начальная школа XXI века: как учить сегодня для успеха завтра?

На базе Архангельского областного института открытого образования состоялась региональная  научно-практическая  конференция «Начальная школа XXI века: как учить сегодня для успеха завтра?». Организаторами конференции стали институт открытого образования и  корпорация «Российский учебник».

- Конференция проводится с целью ознакомления с современными научными и методическими подходами  по формированию функциональной грамотности младших школьников. Данное направление работы - одно из приоритетных в современном образовании, так как в числе главных задач современной школы  стоит  задача по формированию готовности обучающихся  к жизни в  современном высокотехнологичном мире, - подчеркнул первый проректор института открытого образования Виктор Мемнонов.

Среди участников конференции  одновременно современные ученые  в области начального общего образования,  методисты, опытные учителя-стажисты и молодые педагоги.

Функциональная грамотность – современные подходы

О том,  что такое функциональная грамотность рассказала заведующий Центром начального общего образования Института  стратегии развития образования РАО Наталья Виноградова. По словам Натальи Федоровны, в советское время под понятием функциональной грамотности понимали такой термин как ликбез. В современном образовании на этот процесс смотрят значительно шире. Под функциональной грамотностью понимают не только решать учебные, но и житейские задачи. В том числе и интеграция человека в общество, его умение коммуницировать.

Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся -  коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность. Поделилась подробностями о формировании у младших школьников  интегративных компонентах  научный сотрудник Центра начального общего образования Института  стратегии развития образования РАО Марина Кузнецова. В целом интегративный компонент функциональной грамотности  у российских младших школьников находится на довольно высоком уровне. В первую очередь это касается читательской и коммуникативной грамотности. Это связано, по мнению эксперта, с высокой мотивацией к чтению в обществе, школе,  семьях. Среди причин - хороший уровень дошкольной подготовки, в том числе участие родителей в подготовке к овладению чтением. Не отстает и начальная школа. В ней разработаны по настоящему качественные программы начального образования, которые обеспечены продуманными  учебниками и методикой обучения. В то же время существует и ряд проблем.

- Необходимо усиленное внимание уделять дифференциации обучения в каждом классе, при этом особое внимание необходимо обращать на школы, в которых у большей части первоклассников нет необходимых для успешного начала обучения навыков. Важно помнить о еще двух проблемах. Первая - необходима помощь самым сильным читателям в их дальнейшем продвижении. Важна  помощь мальчикам, поскольку их результаты хуже, чем результаты девочек, - отметила Марина Ивановна.

Профессиональный диалог будет продолжен

Продолжилась работа участников конференции в секциях. На них педагоги обсудили вопросы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, использование электронных форм учебника и цифровых сервисов , а также формирование информационной грамотности в начальной школе.

- Профессиональный диалог, который состоялся в рамках конференции, будет способствовать поиску и активному  продвижению в практическую  деятельность педагогов наиболее эффективных форм и методов работы по формированию функциональной грамотности младших школьников.  Считаю, что одним из результатов мероприятия стал  эффективный обмен практическим опытом. Он поможет поднять работу педагогов на новый профессиональный уровень, - подвела итоги конференции один из организаторов,  заведующий кафедрой теории и методики предмета института открытого образования Надежда Подчередниченко.