История института
menu
visibility
Версия для слабовидящих
sms
Обращения граждан
person
Личный кабинет

Сведения об образовательной организации

История института

Здание АО ИППК РОАрхангельский областной институт открытого образования (АО ИОО)

ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Становление и развитие института

В 1931 году при Северном крайоно организуется институт повышения квалификации работников народного образования (ИПКНО), а затем педагогическая лаборатория, первым руководителем которой стал С.А. Моданов.

В 1937 году лаборатория переименована в методический кабинет, а уже в декабре 1938 года был открыт Архангельский  областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), возглавил который П.А. Вешняков. Первыми методистами института были: Гусева А.И., Зуева Н.Н., Качанова А.А. Они были поистине первопрохоВешняков П.А.дцами: устраивали методические экспедиции на север Архангельской области, делясь с учителями передовым педагогическим опытом.

С первых лет зародилась в институте прекрасная традиция - опираться на опыт лучших учителей области для реализации задач в сфере народного образования, в кропотливой работе по совершенствованию педагогического мастерства.

В первые годы создания институт проучивал около 2000 учителей. Сейчас, в начале 3-го тысячелетия, эта цифра перешагнула 5000-тысячный рубеж.

В суровые годы Великой Отечественной войны институт, несмотря на все тяготы и лишения военного лихолетья, все-таки функционировал. Приходилось укреплять кадровый состав школ «вчерашними мальчишками и девчонками». И в том, что школьная система выжила и сохранилась в эти суровые годы, есть и немалая заслуга сотрудников института той поры.

Моданов С.А.Затем, в послевоенные годы, кадровый состав института пополнился великолепными методистами, их тогда еще называли «учителями учителей»: Шишигин М.И., Спасская В.О., Антонов Н.С., Фролова М.М., Балакшина И.Н. Профессионально сочетая теорию с практикой, умея видеть и вычленять золотые крупицы передового педагогического опыта, они всегда находились в гуще школьной жизни.

В 60-е годы стали  собирать перед началом учебного года большой педагогический совет, где его мозговым центром были сотрудники института. В эти же годы начинается работа по созданию актива учебно-методических кабинетов, совершенствуется система курсовой подготовки, в основу которой заложены плановость и системность. Инициаторами этих преобразований были Попова Т.А., Гурьева С.Ф., Конторина Е.М., Пуляева Л.П.

70-е годы. Значительно укрепилась материально-техническая база ИУУ. Открыты кабинеты НВП, музыки, национальных школ, руководящих кадров. Институт  получил новое здание общежития, учебный корпус, увеличился  книжный фонд библиотеки. Количество проучившихся слушателей в эти годы увеличилось до 3 тысяч человек. Вводятся годичные, очно-заочные курсы, начата подготовка лекторского состава для обучения учителей на местах, практикуются выездные формы обучения.

В связи с переходом на новые программы обучения, анализом новых учебников, велась экспериментальная работа методистами Конториной Е.М., Белоусовой А.Я., Палашевич М.И. Широкое распространение получили районные и областные педагогические чтения. Сотни  докладов поступало в областной штаб передового опыта из районов области.

В 1978 году  ИУУ во Всесоюзном социалистическом соревновании получил Почетную грамоту МП РСФСР и ЦК профсоюза.
В эти годы институт активно укреплял сотрудничество с широкой общественностью, педагогической наукой и практикой. Были созданы условия, позволяющие педагогу чувствовать себя «главной фигурой» в образовании.

В апреле 1984 года Пленум ЦК КПСС утвердил реформирование общеобразовательной и профессиональной школы. Тогда и родилась идея перехода обучения детей с шестилетнего возраста. Школа становится центром активной воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства.
За годы XI пятилетки в стенах института были переподготовлены 22 тысячи работников образования. Лекторский состав из числа педагогов области насчитывал 300 человек, 368 учителям присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 3100 награждены знаком «Отличник просвещения РСФСР». В этом есть немалая  заслуга и наших профессионалов-методистов.

Институт усовершенствования учителей становится научно-методическим центром, сотрудничающим с научными институтами, педагогическими центрами, исследовательскими лабораториями, областными и российскими вузами. В конце 90-х годов были открыты широкие перспективы для совершенствования образования, развития учебно-методической и научно-экспериментальной деятельности. Слушатели получили возможность корректировать учебные планы, овладевать диагностической методикой. Была усилена психолого-педагогическая подготовка классных руководителей.

Научность, глубокое знание педагогики, индивидуальный подход к каждому слушателю, творческий подход к своему делу – вот те высокие традиции, которые изначально были заложены сотрудниками института и бережно сохраняются сегодня.

90-е годы

Годы выявления актуальных проблем в области образования и определения стратегии и тактики их разрешения через систему курсовых мероприятий, семинаров, методических рекомендаций. Внедрение активных форм работы со слушателями, организация внешней экспертизы профессиональной компетентности работников образования в рамках аттестации педагогических кадров. Помощь в подготовке экспертных материалов и проведении аттестации воспитательно-образовательных учреждений; экспертиза учебных материалов, авторских программ, организация и проведение научно-практических конференций, фестивалей, творческих конкурсов («Школа года», «Учитель года», «Учитель физкультуры года»).

1990 год

Открытие областного научно- методического центра «Доверие»

1992 год

Реорганизация  ИУУ в Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Открытие факультета дефектологии.
Работа по блочно-модульным учебным программам.

1994 год

Организация и проведение первого областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года».

1995 год

Открытие факультета социальных педагогов.

1996 год

Малые Ломоносовские чтения «Современное образовательное пространство Русского Севера: состояние и перспективы».

1990 – 1997 гг.

Руководство работой над единой методической темой «Становление и развитие творческой личности».
Создание Школы педагога-исследователя.

1998 год

Разработка и экспертная проверка нового содержания региональной программы развития образования, реализация национально-регионального компонента базисного учебного плана.

Первое десятилетие XXI века – это годы совершенствования качества образовательного процесса в институте через:

  • выявление перспективных потребностей системы образования в повышении квалификации и профессиональной подготовке в Архангельской области;
  • обеспечение высокого качества программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки («Правоведение в сфере образования», «Менеджмент в образовании», «Экономика в образовании»);
  • реализацию приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации и Архангельской области за период 2005 – 2008 гг.;
  • создание системы мониторинга качества образования в институте;
  • использование современных образовательных технологий обучения слушателей, в т.ч. информационно-коммуникационных;
  • использование разнообразных форм повышения квалификации, в т.ч. конструирование индивидуальных образовательных маршрутов слушателей, дистанционное обучение;
  • эффективное использование опыта и потенциала инновационных школ и лучших учителей в системе повышения квалификации;
  • реализацию идей компетентностного подхода в образовании взрослых, в т.ч. через организацию проектной деятельности слушателей в процессе обучения;
  • введение накопительной системы повышения квалификации.

2001 год

Создание информационно-методического журнала «Северная Двина» и  институтского сайта.

2006 год

Получение свидетельства о государственной аккредитации института

2006-2008 годы

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» (конкурсный отбор лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на территории Архангельской области)

2008 год

Конкурсный отбор воспитателей, педагогов дополнительного образования, в т.ч. тренеров-преподавателей, в рамках областной социально-экономической целевой программы «Развитие общего образования и воспитание детей на 2006 – 2008 годы».
Разработка и утверждение программы развития института на 2008 – 2011 гг.

2013 год

Переименование АО ИППК РО в Архангельский областной институт открытого образования. 

Институтом в разные годы руководили:
1934-1937 гг. – Шаргородский Иосиф Федорович, директор ИПККНО
1935-1937 гг. – Моданов Сергей Александрович, директор Краевой педагогической лаборатории
1938-1941 гг. – Вешняков Петр Александрович, директор Областного методического кабинета, впоследствии директор ИУУ
1941-1942 гг. – Уланов Николай Иванович, директор ИУУ
1942-1944 гг. – Алсуфьев Евгений Федорович, директор ИУУ
1944-1948 гг. – Баженова Евгения Григорьевна, директор ИУУ
1948-1951 гг. – Малинин Николай Николаевич, директор ИУУ
1951-1971 гг. – Рачкова Анастасия Николаевна, директор АО ИУУ
1971-1983 гг. – Попова Тамара Алексеевна, директор АО ИУУ
1983-1984 гг. – Коноплев Олег Николаевич, директор АО ИУУ
1984-1999 гг. – Татарченкова Светлана Степановна директор АО ИУУ( впоследствии ректор АО ИППК)
1999-2016 гг. – Уварова Лариса Ивановна, ректор АО ИОО

close